Реальные ноты православных песнопенийНоты и тексты православных песнопений, которые регент может редактировать для реалий своего хора. |
Изменение форматирования. Например, партитура кажется мелковатой, многие в однородных хорах привыкли к партитурам, написанным рукой о. Никифора, регента из МДА и С. Мелковатость легко исправить. Нажимаем ctrl+D, открывается окошко: Выбираем Staff size: вместо 6 – 7,4. Все становится крупнее, но уже по-другому располагается на страницах. Можно так же поля поменьше сделать: в табличке Page Margins со всех четырех сторон уменьшаем значения с 15 до 10, просто вбивая в окошки цифру. В общем, с этим окошком каждый может поработать. Дальше уже приводим в удобный нам порядок расположение партитуры на страницах. Расстояние между станами, нотами и другими элементами можно изменить, взяв и подвинув, куда надо, мышкой. Чтобы аккуратно подвинуть текст на одной строчке: выделяем строчку с текстом двойным на нее нажатием. Во вкладке Edit выбираем Filter→ Lyrics. Аккуратно берем за любую из выделенных буковок, и тянем все выделение, куда надо. Так выделяя, можно лирику(текст песнопения) удалять, менять размер, шрифт и т. п., пользуясь вкладкой Text в окошке Edit, которое расположено справа на столе. Соответственно, чтобы выделить лирику во всем произведении, нажимаем трижды на стан, ее содержащий. Что делать, чтобы поправить станы на странице и количество тактов на строчке. Начнем со второго. Выделяем при помощи мышки и нажатой кнопки shift нужное нам количество тактов. Теперь нажимаем shift+alt +M, и все такты оказываются на одной строчке. Для разнообразных действий с тактами и станами используем вкладку Layout:
Layout → Format → Make Into System – это то, о чем мы только что говорили, соединение произвольного количества тактов в одну строчку. Layout→ Format→ Make Into Page – форматирование выбранного количества строк в одну страницу. Layout→ Format→ Unlock Format – отмена в выделенном форматирования. А если без выделения – во всем документе. Если выделить тактовую черту и выбрать во вкладке Layout→ Break→ System Break – одна строчка разделится на две, а если Layout→ Break→ Page Break – эта тактовая черта окажется последней на данной странице. Надо сказать, что работа в Сибелиусе облегчается тем, что многие операции схожи с работой в текстовом редакторе, и, интуитивно понятны. Покликаешь мышкой по разным частям партитуры, потягаешь в разные стороны все, что тягается, и, уже на таком уровне, можно вполне аккуратно добиться вполне удобно читаемой партитуры, что немаловажно на богослужении. Всякие ошибки всегда можно отменить, как в Ворде. Выделение. Выделять содержимое нотных станов можно как в графическом редакторе текст на строчках. Но, чтобы, например, скопировать или удалить что-то вместе с нотными линейками есть особое выделение на вкладке Layout→ Select. Соответственно каждой операции существует сочетание клавиш, оно указано напротив каждого действия. Select All – выделение всей партитуры с форматированием и пр. Если удалить, то останется пустой лист. Если копировать, то можно вставить в любой другой файл без изменений размера и тональности. Select System Passage – выделение части. Выделяем сначала простым выделением, потом Select System Passage. Если удалить, то удаляется вместе с линейками и тактами. Так же и при копировании вставляется.
Вкладка Edit. Edit→ Filter. Очень полезная вкладка. При ее помощи можно избирательно выделить некоторые части партитуры и их редактировать. Пишу лишь о том, чем пользуюсь. Bar Numbers – выделение только нумерации тактов. Номера можно перетащить все одновременно относительно тактовых черт. Изменение размера и др. оформления производится в другой вкладке, об этом позже. Expression Text – говорит само за себя: выделяются всякие f, p, legato и подобные обозначения. С их оформлением можно работать, используя окошо Edit справа. Technique Text – выделение прочих указаний, как: tutti, solo, div., или других надписей, определяющихся (при выделении) в окоше Edit справа как Technique Text. Их оформление тоже можно изменять.
Теперь Edit→ Filter→ Voices. Обычно, в четырехголосной партитуре, на верхней сточке определяются голос (Voice) 1 и 2, и на нижней так же. 3 и 4 используются при каких-то нестандартных удвоениях, т.е., редко. Выделение по голосам удобно например, для переложения голосоведения. Если мелодия у S и A, мелодию S можно передать T. Коротко: Выделяем ту часть произведения, где хотим произвести обмен, при чем, только верхнюю строчку. Выбираем: Edit→ Filter→ Voices→ Voice 1 – голос выделяется. Теперь в окошке Keypаd в правом нижнем углу помечаем этот голос 3(третьим). Копируем (или сочетанием клавиш, или через вкладку, или через контекстное меню, нажав правую кнопку мыши). Теперь вставляем на нижнюю строчку: выделяем или по первый такт, или по первую ноту, и жмем вставить. Опять просто выделяем нужный кусок (теперь нижнюю строчку). Через Edit→ Filter→ Voices→ Voice 3 выделяем вставленный голос. Или через вкладку Notes→ Transpose..., или через сочетание клавиш Shift+T вызываем окно:
Выбираем в соответствующих окошках: Transpose by→ interval, Transpose by interval → Down и Octave. Нажимаем ОК. Теперь опять выделяем всю нижнюю строчку. На вкладке Edit выбираем Voice→ Swap 1 and 3. Теперь 1 – мелодия S на октаву ниже, 3 – теноровая партия. Выбираем Edit→ Filter→ Voices→ Voice 3→ копируем (а лучше вырезаем) эту партию. Соответственным образом вставляем в верхнюю строчку, и помечаем как 1. Через вкладку Notes→ Transpose... поднимаем эту партию на октаву вверх. Опять выделяем всю верхнюю строчку. На вкладке Edit→ Voice выбираем Swap 1 and 2. При всех этих перемещениях надо быть осторожным с текстом (лирикой), т.к. она привязана к одной из партий и вместе с ней может переместиться. Лучше заранее выделить текст (как это сделать см. выше), и в окошке Keypаd пометить его как принадлежащий и к 1, и ко 2 голосу. Потом голос с текстом выделять через вкладку Edit→ Filter→ Voices→ Voice 1 Only, и дальше уже следовать вышесказанному. Все эти операции могут очень пригодиться для создания переложений, приданию партитуре привычного для своего хора вида, и мн. др. Если поработать вышеописанным способом, например, с херувимской «На Благообразный Иосиф» (имеется на сайте), то мы получим из партитуры для однородного хора партитуру для смешанного. Только придется еще подредактировать немного у басов. А если еще все это дело потом поднять из С в Еb, то опять можно петь однородным хором. Чтобы поднять – пользуемся опять Notes→ Transpose... (или через сочетание клавиш Shift+T), выбираем Transpose by key, и выбирам тональность. А чтобы сразу и знаки при ключе сменились, надо пользоваться выделением, или Select All, или, Select System Passage. Об этом шла речь выше. Еще, интересные возможности открываются при выборе Edit→ Filter→ Advanced Filter... Открывается окошко, в нем, если покопаться, интуитивно можно разобраться, на основе вышесказанного.
|
Правда, по сайту мало что можно найти через этот поисковик... Будем надеяться, что со временем этот недостаток исправится... |