Проблема размера
Еще несколько приемов, которыми пользуюсь для редактирования.
В Сибелиусе все четко подчинено размеру. Когда перед нами произведение, где четко проставлен размер, его перемена и т.п., все задачи по редактированию упрощаются.
Например, при переименовании голоса с 1 на 2 или, там, 3, восьмые, часто сгруппированные по тексту, оказываются связаны между собой независимо от текста. Чтобы исправить положение, вызываем окошко, выбрав во вкладке Notes → Reset Beam Groups...
Если размер четыре четверти, то мы видим такую картину, как на иллюстрации. Т.е. восьмые группируются по четыре.
В окошко Group 8ths (quavers) as: забиваем (через запятую) ту группировку, которая нам нужна. Например: 2,1,1,1,1,1,1. Главное не ошибиться, чтобы количество восьмых в сумме составляли 4/4.
Если же перед нами произведение, где размер не проставлен, но такты в наличии, и в каждом различное количество четвертей или восьмых, тогда придется высчитывать. Такой, самый безобидный, пример:
Здесь можно просто выделить один такт, верхнюю строчку, вызвать окошко Notes → Reset Beam Groups... , и, не изменяя размера, вбить: 1,1,2,4. И все исправится. Дело в том, что если размер не проставлен, по умолчанию открывается в окошке 4/4. А нам надо внести изменения только в группировку первых двух восьмых, т.е., они входят в заданное число.
Пример сложнее:
Здесь придется считать.
1. Такт содержит 12 четвертей. Выделяем такт с помощью мыши и кнопки shift – от первой ноты с верхней строчки, до последней, с нижней (для того, чтобы потом не глючило).
2. Копируем ноты.
3. Выделяем такт полностью.
4. Нажимаем delete.
5. Или через вкладку Create→ Time Signature, или, просто нажав T, вызываем следующее окошко:
6. Здесь выбираем Other:, и выбираем сверху 12, снизу остается 4. ОК.
7. Вставляем ноты из буфера.
8. Через вкладку Notes → Reset Beam Groups... вызываем вышеупомянутое окошко. В нем видим группировку восьмых: 6,6,6,6
9. Подсчитав, где надо поправить, вбиваем: 6,6,2,2,2,6. ОК.
10. После этого, чтобы не сбивать никого с толку размером 12/4, удаляем его. Выделяем, нажимаем delete, в появившемся окошке выбираем «нет». (В нем спрашивается, сохранить ли изменения размера для всех остальных тактов. Ни в коем случае: все разобьет на 4/4.)
11. Таким же образом удаляем появившийся в следующем такте размер 4/4.
Эта обязательность размера усложняет набор партитур, особенно стихир. Приходится для каждого такта высчитывать количество четвертей, или вторых, потом удалять страшные 27/4 или 11/2…
Еще возможные проблемы при редактировании.
Если вдруг штили нот в 1 и 2 голосе стали смотреть в одну сторону: 1. Выделяем такт с ошибкой, 2. нажимаем вкладку Notes→Reset Stems and Beam Positions. Должно исправить.
Бывает, при добавлении на строчку 2 голоса из буфера обмена, некоторые ноты становятся невидимыми. Хотя при выделении такта они видны. Выделяя такт (или наводя мышкой на пропавшую ноту) нажимаем правую кнопку мыши. Появляется контекстное меню:
Соответственно выбираем: Hide or Show→Show, и ноты появляются.